В Министерстве энергетики РФ отметили, что газопровод "Северный поток-2" продолжает строиться, потенциальное изменение маршрута газопровода повлияет на сроки реализации проекта. Об этом заявил заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский в интервью журналу Nefte Compass информационно-аналитической группы Energy Intelligence.
В частности, он констатировал, что изменение маршрута "Северного потока-2" из-за возможного запрета властей Дании на строительство газопровода в территориальных водах страны может изменить сроки и общие затраты на проект, однако это не повлияет на его конечную реализацию.
– Новые санкции угрожают нашим трубопроводам "Северный поток-2" и "Турецкий поток". Каким образом государство будет реагировать на эти угрозы?
– Проект "Северный поток-2" реализуется коммерческими структурами, как нашими, так и зарубежными. И государство в реализации этого проекта не участвует, в отличие от "Турецкого потока", для реализации которого Правительство России заключило международный договор с Правительством Турецкой Республики. Я думаю, что проекту "Турецкий поток" санкции не помешают, потому что есть суверенная страна Турция, есть суверенная страна Россия. Турция хочет получать газ из России по новой трубопроводной системе – пожалуйста.
Если наши европейские коллеги, те или иные, не захотят покупать с территории Турции дополнительные объемы газа, значит, этот газ поставляться не будет.
– А с точки зрения привлечения финансирования и иностранных подрядчиков, трубоукладчиков например, есть риски?
– Вы же знаете, что эти санкции не имеют обратной силы. Они не касаются тех проектов, которые были начаты до введения санкций. Люди, которые эти санкции принимают, тоже вполне разумные. Они понимают, что можно делать, а что нет.
– А какие риски связаны с последней инициативой Европы распространить Третий энергопакет на "Северный поток-2"? Он будет тогда реализован?
– "Северный поток-2" – это проект, который реализуется нашей компанией совместно с ее зарубежными партнерами, участники этого проекта заинтересованы в его реализации исключительно из экономического интереса: это самое короткое расстояние транспортировки от мест добычи. Оно на 1000 км короче, чем любой другой маршрут, и дешевле благодаря использованию современных технологий транспортировки газа. Проект экономически выгоден, интересен. Отсюда возникает вопрос, как государства, входящие в Евросоюз, будут защищать свои национальные интересы, другими словами, интересы своих экономик и населения? Это вопрос к ним, а не к нам.
– Так мы будем его строить?
– "Северный поток-2" строится.
– А если будут приняты дискриминационные меры, "Газпром" опять понесет потери?
– Ответить на ваш вопрос и просто, и сложно. Приведу пример. У нас был построен "Северный поток-1", и было его сухопутное продолжение OPAL. И вот на протяжении нескольких лет блокировались возможности полноценного использования OPAL.
Оказало ли это влияние на сроки окупаемости самого "Северного потока-1" для его акционеров? Да, конечно, оказало. Предположим, там был срок окупаемости 15 лет. Ну, а в результате будет не 15, а 20.
Сказать, что проект "Северный поток-2" невыгодный, нельзя. Если газ по этому газопроводу является востребованным на рынке, то он там рано или поздно появится. Об этом свидетельствует и вся история газовых взаимоотношений между СССР и нашими европейскими партнерами.
– Позиция Дании тоже не повлияет?
– Она может повлиять на сроки реализации морской части строительства. Если маршрут изменится, то это потребует дополнительных проектно-изыскательских работ, дополнительных затрат.
|