Воскресенье, 24.11.2024, 22:01
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Строительство систем котельных
Главная » 2019 » Март » 5 » .
05:29
.
Рынок сжиженного природного газа (СПГ) – метана – понятие довольно новое для российской энергетики. Некоторые эксперты не решаются даже говорить о рынке – уж слишком он слабо развит. Однако спрос на сжиженное топливо с каждым годом растет как в России, так и в мире. «Самый важный фактор повышения спроса на сжиженный газ – необходимость диверсификации поставок топлива. Сжиженный газ, как и нефть, имеет много путей доставки», – говорит профессор Санкт-Петербургского государственного горного института Михаил Рогачев.

Стабильно растущий год от году спрос на сжиженный газ не рождает на внутреннем рынке адекватного предложения, так что спрос сейчас превышает его в два-три раза. Такой дисбаланс объясняется нехваткой сырья – обычного природного газа. Причины дефицита газа известны. Во-первых, это недостаточные усилия «Газпрома» по наращиванию добычи. Во-вторых, огромный спрос на обычный газ в мире. И наконец третья причина – большая (в несколько раз) разница мировых цен на газ и внутрироссийских, устанавливаемых государством. Две последние причины делают экспорт газа наиболее выгодным направлением сбыта, что с учетом первой и порождает дефицит на внутреннем рынке.

 Масштабного производства СПГ в России пока нет – развивается в основном малотоннажное производство (мощность около 1 тонны в час) на газораспределительных станциях (ГРС) и автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (для мощных грузовиков и спецтехники). Первый большой завод по сжижению газа (около 1 тыс. тонн в час) будет построен только к концу этого года.

Объем внутреннего рынка СПГ достигает 5-7 млрд кубометров ежегодно, что несравнимо с объемом рынка природного газа (459 млрд кубометров). Недостатком сырья объясняется и небольшое количество игроков на рынке. В России СПГ производят только четыре компании. Это «Уралтрансгаз» (Екатеринбург), «Лентрансгаз», «Криогаз» и московская «Экип-газ». Первые две принадлежат «Газпрому». Хотя газовому монополисту невыгодно заниматься производством СПГ, но приходится: государство требует обеспечивать сжиженным газом те регионы, куда не дотягиваются его трубы. Однако «Газпром» не считает это бизнесом и до последнего времени, как только появлялась возможность, стремился избавляться от соответствующих активов.

Судя по всему, именно это соображение побудило «Газпром» в прошлом году продать польскому энергетическому концерну CP Energia одну из своих компаний, производивших СПГ, – «Криогаз». Основными клиентами «Криогаза» были котельные Лужского района Ленобласти, куда газовый монополист проложил газопровод, и СПГ котельным стал не нужен. Польская компания рассчитывала получить производственные мощности (несколько ГРС в Ленинградской области) и транспортные активы «Криогаза» (в основном это наземные транспортные средства). Кроме того, польские энергетики получили «в довесок» контракт с «Газпромэкспортом» на поставку газа, что также могло оказаться неплохим стимулом купить у «Газпрома» его непрофильный актив. Так или иначе, эта сделка оказалась выгодна всем – «Газпром» избавился от непрофильной компании, а CP Energia получила не только возможность увеличить объемы собственного производства, но и дефицитное сырье. Однако вряд ли польские энергетики смогут наращивать объемы производства за счет дальнейшего увеличения поставок российского сырья: торговля природным газом в России лимитирована квотами, расширение которых затруднено дефицитом.

Между тем нехватка природного газа создает угрозу для стабильного снабжения этим топливом даже газифицированных регионов (где есть трубопроводы). Это обстоятельство побудило «Газпром» после долгих размышлений начать строительство комплекса по сжижению, хранению и регазификации СПГ в Гатчинском районе Ленинградской области. В начале апреля этого года проект был согласован с областными властями.

Комплекс в Гатчинском районе может регазифицировать (превратить из жидкого состояния в газообразное) 28,6 млн кубометров в сутки. Предполагается, что строительство комплекса завершится к 2010-2011 годам. Как заявляют в «Газпроме», цель строительства – обеспечить более надежное снабжение природным газом потребителей Петербурга и Ленобласти в период экстремально низких температур. По мнению экспертов, проект комплекса СПГ «подстраховки» вполне возможно тиражировать и в других регионах. Рынку СПГ такие заводы практически ничего не дают.

Конкуренцию на внутреннем рынке СПГ можно назвать полурыночной – производители сжиженного газа конкурируют не друг с другом, поскольку имеют определенный круг потребителей каждый в своем регионе, а с производителями других видов топлива (мазута, дизельного топлива, сланцев, угля, торфа). Цена на сжиженный газ на внутреннем рынке не регулируется Федеральной службой по тарифам, производители СПГ устанавливают ее сами. В свою очередь, цены на альтернативные виды топлива – рыночные и находятся в прямой зависимости от цен на нефть. Цены на газ, как известно, всегда отстают от нефтяных. Соответственно, образуется временной лаг между подорожанием СПГ и конкурирующих с ним видов топлива, получаемых из нефти. Таким образом, при повышении цены нефти на рынке у СПГ возникает конкурентное преимущество перед мазутом и дизтопливом.

«Стоимость СПГ будет расти как следствие либерализации цен на природный газ», – утверждает аналитик Rye, Man & Gor Securities Александр Сидоров. Расти будут и цены на альтернативные СПГ виды топлива, поскольку растут цены на нефть. Однако разница в ценах на сжиженный газ и другие виды топлива, по мнению аналитиков, сохранится. Производители СПГ рассчитывают за счет совершенствования технологий сжижения повысить эффективность производства. Возможно, это сделает сжиженный газ более дешевым и, соответственно, более конкурентоспособным.

Круг потребителей СПГ в дальнейшем может расшириться, по крайней мере производители сжиженного метана на это надеются. Сжиженный газ можно использовать, например, как резервное топливо для ТЭЦ: СПГ дешевле мазута – на сегодня основного резервного топлива. Однако это актуально лишь для небольших энергообъектов – крупным станциям строить и содержать огромный резервуар сжиженного метана невыгодно. «Проектная мощность Юго-Западной ТЭЦ – 540 МВт. Для хранения резервного топлива в виде сжиженного газа нам потребовалось бы строить объемное хранилище, увеличить затраты на инфраструктуру. Поэтому мы отказались от этой идеи, – говорит директор петербургской Юго-Западной ТЭЦ Ростислав Костюк. – Вполне допускаю, что для ТЭЦ меньшей мощности использование сжиженного газа в качестве резервного топлива целесообразно и экономически оправданно».

Производители сжиженного метана рассчитывают газифицировать с помощью СПГ коттеджные поселки. «Мы видим своими потенциальными потребителями жителей коттеджных поселков, сейчас активно строящихся в Ленобласти», – говорит председатель совета директоров «Криогаза» Ричард Рудницкий.

Перспективы использования сжиженного газа в качестве моторного топлива (для мощных грузовиков, так как для легковых автомобилей используют жидкий пропан-бутан), как считают аналитики, связаны с ужесточением экологических требований к выхлопам грузовиков и повышением цен на альтернативные СПГ виды топлива. С сентября прошлого года официальный дилер КАМАЗа компания «РариТЭК» впервые в России приступила к массовой установке газового оборудования на автомобили «КАМАЗ». До этого газовые грузовики выпускались исключительно по индивидуальному заказу. По мнению экспертов, инициатива «РариТЭК», которая способна производить до семи газовых двигателей в сутки, может стать очередным шагом по внедрению технологии СПГ на грузовом автотранспорте. Однако массовому производству газовых двигателей препятствует недостаточный опыт, порождающий недоверие со стороны потенциальных потребителей.

Несмотря на все эти соображения, многие аналитики скептически относятся к перспективам развития рынка СПГ. «Реализация СПГ на внутреннем рынке России экономически не оправданна из-за развитой газопроводной сети, – утверждает аналитик компании Financial Bridge Дмитрий Александров. – Ценообразование также говорит не в пользу развития внутреннего рынка СПГ: высокая технологическая сложность требует больших финансовых вложений. Эти причины плюс относительно невысокая платежеспособность потенциальных потребителей уменьшают вероятность возникновения крупного рынка СПГ внутри России в ближайшие десять лет».

Независимые газовые компании, не видя перспектив развития бизнеса за счет увеличения объемов производства СПГ, предпочитают сжижать пропан-бутан. «Нет гарантий, что завод по сжижению метана, в который вложены миллиарды, окажется рентабельным и на внутреннем рынке найдутся покупатели на СПГ. А производство СПГ на экспорт (как наиболее выгодное направление) связано с огромными инвестициями, которые может себе позволить разве что „Газпром“. Гораздо проще заниматься сжижением пропан-бутана», – утверждает представитель крупнейшей независимой газодобывающей компании «НОВАТЕК» Михаил Лозовой.

Экспорт сжиженного газа весьма выгоден «Газпрому», и в последнее время компания проявляет несомненный интерес к этому направлению. Уже с 2005 года «Газпром», прощупывая рынки сбыта, начал спотовые поставки СПГ в США, а в 2006-м – в страны Восточной Азии. Общий объем продаж сжиженного газа составил около 0,85 млрд кубометров.

В начале 2006 года «Газпром» подал Минэкономразвития идею отменить экспортные пошлины на сжиженный метан, и уже 10 января того же года документ об отмене пошлины был утвержден премьером Михаилом Фрадковым. Несколькими месяцами ранее (также не без участия газового монополиста) в таможенную документацию внесли субпозицию «сжиженный природный газ с содержанием метана не менее 84%». Ранее в таможенных документах СПГ не фигурировал.

Цена на СПГ на мировом рынке составляет 850 долларов за тонну (19,5 тыс. рублей), что в два с лишним раза больше цены на внутреннем рынке (7-10 тыс. за тонну). По прогнозам экспертов, реализуя на экспорт 17-20 млн тонн в год (а именно столько «Газпром» рассчитывает экспортировать в будущем), Россия вполне может занять 10% мирового рынка СПГ. Причем в ряде случаев у российского сжиженного метана будут определенные преимущества благодаря короткому транспортному плечу, так что в странах Восточной Азии российский СПГ может рассчитывать на долю, превышающую 10%.

На спотовых поставках СПГ «Газпром» останавливаться не намерен. Сейчас газовый монополист активно инвестирует в заводы по производству сжиженного газа. «Опираясь на значительные ресурсы шельфа арктических морей (прежде всего Штокмановского месторождения), „Газпром“ создает инфраструктуру и собирается участвовать во всей цепочке производства, доставки и сбыта сжиженного газа», – заявляют в компании.

Ориентируясь на крупнейшие рынки сбыта, «Газпром» собирается экспортировать сжиженный метан по двум направлениям – в Восточную Азию и Северную Америку. В связи с этим первые российские заводы по сжижению газа появятся на Сахалине и на Северо-Западе. Строительство завода на Сахалине практически завершено, и, как утверждают в «Газпроме», уже в конце 2008-го – начале следующего года начнутся поставки в Японию и Южную Корею. Темпы строительства завода по сжижению в Мурманской области (мощностью до 30 млн тонн) несколько отстают по сравнению с сахалинским проектом – строительство начнется только в 2010 году.

При всем том выход «Газпрома» на мировой рынок СПГ сопряжен с определенными трудностями. Во-первых, конкуренция на рынке высока, а во-вторых, технологии производства СПГ специфичны. Опыт подобного производства у российских энергетических компаний недостаточен, а по ряду вопросов практически отсутствует. Все это усложняет задачу выхода на мировой рынок. Поэтому для реализации проекта в Мурманской области «Газпром» привлек иностранных партнеров – французскую Total и норвежскую Statoil Hydro, на Сахалине же газовый монополист сотрудничает с Shell, Mitsui и Mitsubishi.

Интересно, что и мелкие российские производители СПГ в случае падения спроса на сжиженный метан на внутреннем рынке готовы переключиться на экспорт. «На сегодняшний день 75% сжиженного метана мы реализуем в России, – говорит генеральный директор „Криогаза“ Николай Ушаков, – остальное идет на экспорт. Конечно, если в России у нас не будет клиентов, будем заниматься исключительно экспортом».

По какому пути пойдет рынок СПГ в России, пока неясно. Многие эксперты считают, что развитие получит только экспортное направление. Впрочем, некоторые аналитики все же не исключают возможность развития внутреннего рынка СПГ, но лишь за счет использования сжиженного газа в качестве замены дизельного топлива.

Санкт-Петербург

Сжиженный газ (его получают путем охлаждения обычного газа до температуры -162 градуса) – альтернатива газу «из трубы». При наличии установки для регазификации его можно доставлять (в специальных цистернах) в места, находящиеся далеко от магистрального газопровода.

Различают два основных вида – сжиженный природный газ (СПГ – природный метан) и смесь двух сжиженных газов – пропана и бутана (СПБТ), которые, как правило, извлекают из попутного нефтяного газа (ПНГ).

СПГ применяется в теплоэлектроэнергетике (в котельных, энергоблоках, для газификации населенных пунктов). Он дороже обычного газа (за счет расходов на переработку и транспортировку), но дешевле, чем мазут и дизельное топливо. Это создает определенное конкурентное преимущество перед другими видами топлива.

СПБТ тоже используется населением в качестве топлива, однако в гораздо меньших объемах, нежели метан. Основное применение СПБТ – нефтехимия (для производства полиэтилена, полимеров, каучука и др.), а также в качестве топлива для легковых автомобилей. Транспортировать и использовать сжиженный пропан-бутан безопаснее, чем метан (СПГ хранится под значительно большим давлением). К производству СПБТ проявляют интерес озабоченные проблемой утилизации ПНГ нефтяные компании.

Объем рынка сжиженного пропан-бутана (9 млн тонн) почти в два раза превосходит объем рынка сжиженного метана (5 млн тонн). Связано это с двумя обстоятельствами. Во-первых, ПНГ нельзя закачивать (для транспортировки потребителям) в ту же трубу, что и природный газ. Во-вторых, СПБТ имеет более широкий спектр применения, нежели метан. В силу этих причин ПНГ, в отличие от природного метана, в газообразном виде практически не используют, а просто сжигают (классические факелы на месторождениях нефти) либо перерабатывают в СПБТ.

Крупнейшие производители пропан-бутановой технической смеси – «СИБУР» (28,5%), «Газпром» (23,2%), «ЛУКОЙЛ» (9,8%), «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) (6,2%) и «НОВАТЭК» (5,4%).

Рынок СПГ – наиболее динамично развивающийся среди энергетических рынков мира. По оценкам аналитиков, он ежегодно растет на 8%. Причем темпы его роста сегодня заметно опережают рост рынка трубопроводного газа – почти в четыре раза. Объем «сжиженного» рынка, который еще в 2005 году составлял 190 млрд кубометров, достигнет в 2015 году отметки 500 млрд кубометров. Сейчас на СПГ приходится примерно 7% потребляемого в мире газа. К 2030 году этот показатель достигнет 20%.

Основные потребители СПГ – страны Восточной Азии, Европа, США. Ведущие же поставщики – Индонезия, Малайзия, Катар, Алжир. По прогнозам, со временем ситуация на рынке изменится: объемы потребления в Северной Америке могут увеличиться в два с лишним раза. «СПГ покупают в основном развитые и активно развивающиеся страны с хорошей наполняемостью бюджетов и не имеющие возможности получать газ по магистральным трубопроводам», – считает аналитик компании Financial Bridge Дмитрий Александров.      

Просмотров: 212 | Добавил: tirecer1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz